Как не сгореть на работе
Это случается в самый неподходящий момент. На преуспевающего энергичного человека наваливается усталость, люди вызывают раздражение, мысль о работе — тошноту.
Коллеги говорят: «Нервы расшатались». А психолог ставит диагноз: синдром эмоционального сгорания.
Плата за общение
Синдром эмоционального сгорания — самая опасная профессиональная болезнь всех, кто работает с людьми: учителей, менеджеров, продавцов, врачей, журналистов, бизнесменов, политиков…
Развивается синдром постепенно. Три стадии - как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности.
- Первая стадия — чувства становятся приглушенными, человека одолевает депрессия, все воспринимается будто через сероватую пелену. Даже любимая еда кажется безвкусной. Возвращаясь домой, все чаще хочется крикнуть: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
- Если не предпринять мер, наступит вторая стадия. Ее основная примета - раздражение ко всем, с кем приходится часто общаться, будь то домочадцы, клиенты или коллеги. Сначала человек сдерживается и лишь язвит в их адрес. Однако внутреннее напряжение растет и в конце концов выплескивается на ни в чем не повинных людей. После срыва приходят невыносимый стыд и чувство вины, однако понять причины своего раздражения «сгорающий» не может.
- Третья стадия — полный крах специалиста. С одной стороны, утрачиваются профессиональные ценности, появляется своеобразный пофигизм и циничное отношение к людям; с другой — как будто выгорает все внутри. Ему становятся безразличны другие люди, любимая раньше работа и он сам. При большом количестве общения может возникнуть тошнота, головная боль, а после работы — апатия и бессонница. От постоянного стресса человек плохо выглядит. У одних появляется отвращение к пище, другие, наоборот, все время жуют, третьи снимают напряжение при помощи алкоголя, четвертые ищут расслабления в казино - однако улучшение не наступает.
Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно прежде всего правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, исповедующие четыре распространенных мифа. Проверьте: не ваша ли это позиция?
Миф первый: «Жить надо для людей»
Основная идея этого мифа — «человек должен жертвовать собой ради других». У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть
Они запрещают себе обычные чувства : у них не может быть просто любви и просто работы - лишь великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.
Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом — выше их сил.
Советы:
Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.
На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что — коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.
Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько доверенных людей, которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу о помощи.
Миф второй: «Если не я, то кто же?»
Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбрав профессию педагога, медсестры, социального работника.
Другие спасают «на общественных началах»: у них обязательно есть куча знакомых-неудачников — друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик…
Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что «спасение утопающих» для них — единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.
Советы:
Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
Возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
Лучший способ позаботиться о человеке — помочь ему понять, что он может действовать самостоятельно, и научить его необходимым для этого умениям.
Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: «Так ли уж это нужно?» и «Может, он справится сам?».
Миф третий: «Я должен быть для всех хорошим»
Про таких людей говорят: «Хочет как червонец всем нравиться». Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других.
Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе: ведь люди могут обидеться! Окружающие этим пользуются, и постепенно под улыбкой «червонца» разгораются обида и гнев, выжигающие изнутри.
Советы:
Есть замечательный афоризм: «Ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!» Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на стенке.
Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.
Научитесь говорить «нет!», не испытывая ни раздражения, ни вины. Если сделать это самостоятельно не получается, обратитесь к психологу.
Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, — таким образом человек манипулирует вами.
Миф четвертый: «Работа превыше всего!»
Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне — «все выше, и выше, и выше!». Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору.
Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются в офисе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.
Советы:
Помните: «Бессердечье к себе — это тоже увечье». Вы имеете право на свободное время! Научитесь отдыхать!
Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте в офисе все деловые бумаги и мысли.
Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.
Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: «Суббота, 19.00 — театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)». Строго контролируйте выполнение.
Если вы женщина, перед выходом из офиса пользуйтесь другими, более легкомысленными, чем обычные, духами: они придадут соответствующий внутренний настрой.
Начните заново
Смена деятельности — лучшее лекарство от эмоционального сгорания. Если есть возможность, поменяйте работу кардинально: из социального работника — в менеджеры.
Если нет, измените направление деятельности. Раньше работали с детьми? Переходите к преподаванию у взрослых. Пройдите курсы повышения квалификации, получите второе дополнительное образование, поучаствуйте в профессиональных конкурсах. Идея для самых смелых - каждые 5-7 лет менять сферу деятельности.