Проблемы на работе
Испытательный срок - первые три месяца. В течение этого периода необходимо проявить себя максимально хорошо. Но как справиться с собственной стеснительностью, как не забросать коллег ненужными вопросами и как за такой короткий срок стать "своим" в коллективе?
"На новое рабочее место меня бросили как котенка в воду, - рассказывает Ольга. - Дали компьютер, посадили и сказали: работай. Но что конкретно мне делать, никто не объяснял. Вокруг сидели люди, абсолютно глухие к моим проблемам: они были заняты своими делами, и на мои бесконечные вопросы отвечали задумчивыми кивками головы. Только после нескольких "заданий", которые я завалила только потому, что просто-напросто не знала, что я должна их сделать в такие-то сроки исходя из занимаемой должности, ко мне приставили девушку, которая потратила целый день на объяснение "что к чему и как работает наш офис".
У Елены обратная ситуация: "Когда я устроилась на работу кредитным менеджером в банк, начальник моего отдела тратил все свое время, чтобы объяснить и показать мне, что я буду делать. Мы ходили вместе обедать, с утра за чаем я получала очередную порцию указаний "на будущее", а на выходные - охапку инструкций, которую надо было проштудировать. В результате он натаскал меня очень хорошо - я стала успешным кредитчиком, но своих коллег по отделу очень долго воспринимала просто как аналог мебели - мы несколько месяцев не общались между собой вообще, в комнате стояла гробовая тишина. Постепенно я стала приносить на работу сладости и угощать ими всех: набрала три килограмма, но атмосфера в отделе разрядилась".
Рина, наоборот, страдает от навязчивости нового коллеги: "Про каждую программу, про каждую свою обязанность у него миллион глупых вопросов. Иногда хочется просто крикнуть: "Господи, посмотри в интернете!", а иногда кажется, что легче разгрузить грузовик с кирпичами, чем ответить на все его вопросы". Николай, в свою очередь, не может перебороть свою застенчивость: "Наш IT-отдел любит достаточно грубо рявкнуть в ответ на вполне корректную просьбу, и поэтому я обращаюсь к ним только в самом крайнем случае. Конечно, это сказывается на рабочем процессе. Например, у меня до сих пор не настроен принтер".
Правило №1: Выдержать паузу
В племенах индейцев, которые жили обособлено и лишь изредка принимали гонцов из других племен, гостей пару дней "выдерживали" в изоляции: больше суток они молча сидели под навесом, наблюдая за жизнью людей и ни с кем не разговаривая. Таким образом "пришельцы" совмещали свою энергию с энергией племени.
"Все мы переживаем дискомфорт при попадании в новый коллектив, - говорит психолог Юлия Жемчужникова. - Человеку нужно время для того, чтобы почувствовать пространство". Поэтому ее совет: взять паузу и осмотреться. Если у вас есть такая возможность, конечно.
Ей вторит психолог Людмила Сербина: "Сначала лучше всего внимательно понаблюдать, какие люди вокруг, некоторое время соблюдать нейтралитет". И только потом, проведя небольшую разведку на местности, приступать к своим рабочим обязанностям. При этом "пауза на входе" у разных людей может занимать разное время: кому-то достаточно нескольких часов, а кто-то придет в себя от резкой смены жизни лишь через неделю.
Правило №2: Стесняетесь? Скажите об этом!
"Застенчивость непреодолима, - убеждена Жемчужникова. - Если застенчивый человек пытается ее преодолевать, это может вылиться в грубость, наглость". Но при этом можно помочь себе, можно притупить волнение первого рабочего дня: просто сказать об этом окружающим.
"Чем взрослее человек, тем проще ему говорить о своих страхах, - продолжает Жемчужникова. - Если вы открыто скажете: я волнуюсь, у меня сегодня первый рабочий день, вы не могли бы мне помочь, люди придут на помощь". Более того - стеснение и волнение нельзя держать в себе - это вредно для здоровья: пытающихся скрыть свое состояние людей прошибает пот, у них скручивает живот, теряются нужные слова, они чаще попадают в нелепые ситуации.
Правило №3: Откройтесь
"Если человек приходит в абсолютно новый коллектив - например, компания только начала свою работу - ему значительно легче, чем новичку, входящему в состоявшийся коллектив со своими традициями, - говорит психолог Людмила Сербина. - Здесь главное - быть приветливым, открытым для общения, налаживать контакты с людьми".
Очень важно не замыкаться в себе, считает она: доброжелательность, улыбчивость и готовность помочь всегда будут на вашей стороне.
Правило №4: Понять, что можно спрашивать, а что - нет
Для определения своих обязанностей человеку часто необходимо задать множество уточняющих вопросов. Сербина советует делать так: сначала составить список всех вопросов. Записать их, определить лично для себя, что пока непонятно в новой работе.
Далее пройтись по этому списку, понять, действительно ли ответы на все вопросы можно получить исключительно у коллег, или же многое можно взять из других источников: посмотреть в интернете, прочитать инструкции и справки итд.
В процессе поиска ответов к вам придет понимание, что определенный перечень вопросов вы все-таки сможете выяснить только у своих коллег. На этом этапе должна исчезнуть любая стеснительность, и сформироваться четкое понимание, что задать вопросы - рабочая необходимость.
После этого нужно мысленно распределить оставшийся перечень вопросов между вашими коллегами. Таким образом, человек еще раз сам для себя структурирует информацию. После этого можно смело идти и спрашивать - вы никому не покажетесь навязчивым, глупым или несообразительным.